История
В 1716 году в Петербург из Парижа прибыл по приглашению Петра I известный в Европе скульптор Карло Бартоломео Растрелли (1675 - 1744), назначенный придворным скульптором царя-реформатора. Растрелли удалось снять с лица Петра гипсовую маску, которую он использовал при создании многочисленных скульптурных изображений своего покровителя, в том числе - знаменитой "Восковой персоны" и бронзовой конной статуи, о которой идёт речь. Мало того: по некоторым сведениям, лошадь Петра Растрелли лепил с хранящегося в наши дни в Зоологическом музее чучела любимицы Петра Лизетты.
Композиция памятника
Композиция памятника (у лошади поднята передняя нога, у всадника простёрта вперёд правая рука), как и многих других конных монументов во всём мире, была создана по образу и подобию античного (II век н.э.) бронзового памятника римскому императору Марку Аврелию, стоящему сегодня на Капитолийском холме в Риме. Памятник же Петру по замыслу Елизаветы Петровны должен был быть установлен на месте нынешней Арки Главного штаба на Дворцовой площади, однако, после смерти "дщери Петровой" Екатерина II решила создать для центра столицы новый монумент её основателю. Им стал известный всем Медный всадник.
Выход из забвения
Растреллиевский же памятник почти 40 лет простоял в сарае на берегу Невы и был извлечён из забвения лишь императором Павлом I. В 1800 году Павел, екатерининскую политику, как мы знаем, отвергавший, демонстративно велел установить памятник на новой площади перед достраивавшимся тогда Михайловским замком - его новой резиденцией. По проекту Фёдора Ивановича Волкова был сооружён гранитный пьедестал, облицованный мрамором и украшенный надписью "Прадеду правнук", изображением двуглавого орла с мальтийским орденом на груди и двумя бронзовыми барельефами, посвящёнными двум крупнейшим победам Петра на суше и на море - Полтавской (27 июня (8 июля) 1709 года) и Гангутской (27 июля (8 августа) 1714 года).