Остров Новая Голландия

Содержание:

     

    Остров Новая Голландия
    Категория: 
    Город: 
    Санкт-Петербург
    В западной части Санкт-Петербурга расположен редко демонстрируемый туристам уникальный ансамбль памятников промышленной архитектуры XVIII столетия.

    Для нужд флота российского

    Сразу же после своего основания Санкт-Петербург стал одним из ведущих центров кораблестроения в России. В XVIII веке, когда флот, естественно, был деревянным, на каждый корабль уходило, в среднем, 8 - 10 тысяч стволов; всего же за год судостроительная отрасль столичной промышленности потребляла их до 100 тысяч. По замыслу Петра I корабельный лес из соображений пожарной безопасности должен был храниться на острове, снабжённом системой каналов и бассейнов. Петром было выбрано место на левом берегу реки Мьи (Мойки) недалеко от её устья - места впадения в Неву. После того, как в 1710-х годах были прорыты Крюков и Адмиралтейский каналы (последний был предназначен для сплава корабельного леса в Адмиралтейскую верфь), появился рукотворный остров треугольной формы и площадью 7,8 гектаров.
    Стук топоров, запах свежесрубленного леса, скрип корабельных снастей, разноязыкая речь - всё это напоминало Петру любимую им Голландию, где он в своё время обучался кораблестроительному мастерству и где, в Заандаме, до сих пор стоит дом кузнеца Геррита Киста, у которого царь остановился, а перед ним - такой же бронзовый "Царь-плотник", как и на бульваре Адмиралтейской набережной в Петербурге. Отсюда - название острова - "Новая Голландия".

    Новая Голландия

    Архитектурный ансамбль

    В 1765 - 1780 годах вместо сооружённых ещё в петровские времена по проекту Ивана Кузьмича Коробова старых складов и бараков по периметру Новой Голландии были возведены сохранившиеся до наших дней складские здания из неоштукатуренного красного кирпича. Высота их разная: архитектор Савва Иванович Чевакинский предложил в видах лучшей сохранности содержать брёвна не в горизонтальном, а в вертикальном положении. Таким образом, мастерам не нужно было в поисках бревна требуемой длины перебирать весь штабель. В 1779 - 1787 годах фасад со стороны Мойки был увенчан 23-метровой аркой (архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот); в 1820-х годах в западной части острова появилось круглое в плане здание морской тюрьмы (автор проекта - Александр Егорович Штауберт). В годы Первой мировой войны близ Крюкова канала в отдельной постройке разместилась радиостанция, вошедшая в историю благодаря тому, что 25 октября (7 ноября) 1917 года она передала радиограмму "Всем, всем, всем!" о приходе к власти большевиков, а 26 - 31 октября координировала действия по подавлению "контрреволюционного мятежа" А.Ф.Керенского и П.Н.Краснова.

    Новая Голландия

    В XXI веке

    Доступ гостей на территорию Новой Голландии был открыт только в июле 2011 года после того, как остров окончательно покинули службы Балтийского флота. На острове по инициативе различных владельцев и по самым разным проектам неоднократно начинались реставрационные и псевдореставрационные работы, в ходе которых были снесены и ценные постройки, в частности, историческая радиостанция. На сегодняшний день дата окончания работ, равно как и дальнейшая судьба зданий Новой Голландии, где планировалось разместить музейно-выставочные комплексы, торговые и конгресс-центры и отели, не определены.

    Новая Голландия

    Как добраться

    автобусами №№ 2. 3, 6, 22, 27, 70, 71 до Театральной площади; далее - пешком по улице Глинки или набережной Крюкова канала.