Деревянный, затем - каменный
В 1715 - 1716 годах через Безымянный Ерик (нынешнюю реку Фонтанку), в то время - южную границу Санкт-Петербурга, по линии Дороги к Невскому монастырю (будущему Невскому проспекту) был сооружён деревянный мост. Переправу возводила команда солдат-сапёров во главе с капитаном, позднее - полковником Михаилом Осиповичем Аничковым. Слободка на берегу протока, в которой сапёры были расквартированы, называлась в народе Аничковой (с ударением на втором слоге - NB!), отсюда - названия Аничкова моста и построенного рядом с ним в 1741 - 1753 годах по проекту Михаила Григорьевича Земцова (1688 - 1743) Аничкова дворца.
Деревянный мост состоял из 18 пролётов и был значительно длиннее сегодняшнего каменного (200 метров против нынешних 54, 6; ширина - 37, 9). В 1749 году, накануне прибытия в столицу подаренных императрице Елизавете Петровне персидским шахом слонов, мост был перестроен и укреплён архитектором Семёном Артемьевичем Волковым для парадного шествия слонов.
В 1783 - 1787 годах по проектам крупного российского военного инженера Фридриха Вильгельма (Фёдора Виллимовича) Бауэра (1731 - 1783; по неподтверждённым сведениям, генерал Бауэр взял за основу работы известного французского мостостроителя, создателя сложенного из камней разрушенной в 1789 году крепости Бастилия моста Революции (Согласия) через Сену в Париже Жана-Родольфа Перроне (1708 - 1791)) через Фонтанку воздвигли 7 практически одинаковых мостов с четырьмя каменными башнями на углах. Башни служили не только украшением мостов, но и укрытием разводных механизмов: по реке, в отличие от сегодняшнего дня, тогда ходили не только туристские теплоходы, но и парусники; мосты, следовательно, надо было разводить. Из 7 мостов облик конца XVIII века сохранили 2 - Чернышёв (ныне - Ломоносова) и Старо-Калинкин; по их виду можно представить себе, как некогда выглядел знаменитый Аничков.
Наконец, в 1841 - 1842 годах Аничков мост приобрёл современный вид в результате реконструкции, проведённой по проекту архитектора Ивана Фёдоровича (Францевича) Буттаца (1809 - ?) и профессора Училища гражданских инженеров (нынешнего Санкт- Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета) Александра Христофоровича Редера (1809 - 1872) под руководством директора Института путей сообщения Андрея Даниловича Готмана (1790 - 1869). Решётки моста были выполнены по рисункам знаменитого немецкого зодчего Карла Фридриха Шинкеля (1781 - 1841) и почти копируют решётки возведённого Шинкелем в Берлине в 1819 - 1823 годах Дворцового моста. В композиции петербургского варианта берлинских тритонов заменили морскими коньками и русалками.
Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года.
Клодтовские шедевры
К этому дню на углах моста были установлены изваянные Петром Карловичем Клодтом фон Юргенсбургом (1805 - 1867) скульптурные группы "Кони с возничими" ("Укротители коней" или "Укрощение коня"): на северном берегу Фонтанки, ближе к Адмиралтейству, - бронзовые; на южном - их гипсовые копии. Заменившие их вскоре бронзовые отливки были "конфискованы" Николаем I и отправлены его шурину, королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV в Берлин, где, в Клейст-парке, они стоят до сих пор. Вторая отливка тоже покинула Петербург - ей Николай I в 1846 году отблагодарил короля Обеих Сицилий Фердинанда II за гостеприимство, оказанное императорской семье во время визита на остров Сицилия; они сейчас украшают ворота Королевского дворца в Неаполе. Тогда уж "разгневанный" Клодт изготовил к 1851 году две совершенно иные по сюжету группы; они и сегодня стоят на углах Аничкова моста: у восстановленного дома № 68 по Невскому проспекту юноша пытается удержать на скаку дикого коня; у дома Белосельских-Белозерских конь сбросил юношу; у Аничкова дворца (точнее, у здания Кабинета Его императорского величества) юноша схватил коня под уздцы; на противоположной стороне Невского проспекта атлет ведёт укрощённого жеребца уже без усилий.
П.К.Клодт создал ещё три бронзовые копии исторической пары (3-й и 4-й по сюжет групп). Две, установленные некогда в Орловском парке в Стрельне и у павильона "Бельведер" в Петергофе, были похищены и, видимо, переплавлены гитлеровскими оккупантами. Третью и сегодня можно увидеть в парке "Кузьминки" в Москве.
В годы блокады кони Клодта были демонтированы и укрыты в саду Аничкова дворца. На пьедестале у дома № 66 по Невскому проспекту сохранились следы попавшего в него фашистского снаряда. Последняя реконструкция моста и коней прошла в 2000 - 2003 годах.