Название
Один из самых красивых невских мостов, решение о строительстве которого на месте старого плашкоутного (то есть фиксированного на установленных поперёк течения реки судах-опорах) было принято в 1891 году. Первоначально мост назывался Александро-Мариинским: в указанном году император Александр III и императрица Мария Фёдоровна отмечали серебряную свадьбу. В итоге мост переименовали в Троицкий - в день Св.Троицы, 16 (27) мая 1703 года наш город был основан, однако, вензеля царя и царицы присутствуют в оформлении моста.
Право возвести мост
По результатам объявленного в апреле 1892 года конкурса первая премия в 6 тысяч рублей была присуждена проекту знаменитого французского инженера Густава Эйфеля. У нас в дополнение к парижской Эйфелевой башне вполне мог появиться Эйфелев мост, однако, результаты конкурса были аннулированы Николаем II после того, как 25 сентября 1896 года он принял участие в торжественной церемонии закладки в Париже моста Александра III. Право возвести мост через Неву было передано французской компании "Батиньоль", сооружавшей и мост через Сену, открытый в дни работы в Париже Всемирной выставки 1900 года. Два моста сравнивать трудно уже потому, что Сена гораздо уже Невы, следовательно, Троицкий мост в три с половиной раза (582 метра) длиннее моста Александра III (160 метров). Но украшающие оба моста фонари-торшеры почти идентичны.
Открытие
Троицкий мост был заложен в присутствии императора Николая II и президента Французской республики Феликса Фора 12 августа 1897 года и торжественно открыт 16 (27) мая 1903 года, в день празднования 200-летия со дня основания Петербурга. В 1918 году он был переименован в мост Равенства, а 15 декабря 1934 года, через две недели после убийства в Смольном выдающегося советского государственного деятеля, первого секретаря Ленинградских областного и городского комитетов партии Сергея Мироновича Кирова, - в Кировский. Историческое наименование мосту было возвращено 4 октября 1991 года.
Легенды Троицкого моста
Одна из "легенд Троицкого моста" связана с тем, что к левому берегу Невы его линию продолжает одна каменная арка, а к правому - три. Якобы инженеры компании "Батиньоль" неверно рассчитали ширину Невы и сконструировали мост слишком коротким. В действительности же, мост и Троицкую площадь планировали соединить каменной дамбой, но в процессе строительства решили не создавать дополнительные сложности для экологии Невы и соорудили две дополнительные арки.
Трамвайное движение
В 1908 году на Троицком мосту было открыто трамвайное движение. На сегодняшний день через мост не проходит ни один трамвайный маршрут; рельсовые пути используются лишь для экскурсионных и служебных вагонов, а также для движения трамваев в парк. Но на всём протяжении моста сохранились уникальные трамвайные столбы, на которых в старину закреплялись провода.
Интересные факты
И ещё: всем известен случай 1924 года, когда под мостом Равенства пролетел на аэроплане легендарный лётчик Валерий Павлович Чкалов, служивший тогда в 1-й Ленинградской Краснознамённой истребительной авиаэскадрилье на Комендантском аэродроме и считавший, что командование слишком мало времени уделяет боевой подготовке пилотов и не моделирует для их тренировок экстремальные ситуации. В 1940-м же году, во время съёмок художественного фильма "Валерий Чкалов" лётчик-каскадёр Евгений Борисенко выполнил шесть дублей пролёта под Кировским мостом!