В суровые годы блокады
В довоенные годы трамвай был и ещё много лет оставался основным видом городского транспорта Ленинграда. Метрополитен в северной столице начали строить лишь весной 1941 года (первая линия — между станциями «Площадь Восстания» и «Автово» — была открыта 15 ноября 1955 года); 5 троллейбусных маршрутов (для сравнения: в Санкт-Петербурге в начале 2020 года их 46 — больше, чем где-либо в России; в Москве троллейбусный транспорт постепенно ликвидируется) решить городские транспортные проблемы никак не могли; автобусы же остановились вскоре после начала войны: бензин был нужен фронтовой технике.
Регулярное трамвайное движение не прекращалось до 8 декабря 1941 года, то есть все три первые месяца блокады; удлинялись только паузы до прибытия к остановкам очередных поездов. Единичные вагоны видели на улицах города и в январе 1942-го; потом трамвайное движение замерло окончательно.
7 марта 1942 года, когда ленинградцы всеобщими усилиями приводили город в порядок после трагической зимы, на помощь им на улицы вышли грузовые трамваи. А 15 апреля возобновилось и пассажирское движение. Первые 5 восстановленных с небольшими отклонениями-продлениями от довоенных трасс маршрутов были подобраны таким образом, чтобы пассажиры могли пересечь на трамвае весь Ленинград, сделав не более одной пересадки. № 3 шёл с Петроградской стороны через Кировский (Троицкий) мост, по улице Третьего июля (Садовой), Сенной площади, Международному (Московскому) проспекту до Благодатной улицы (это о нём говорили: «Трамвай идёт на фронт!»). № 7 шёл вдоль Невы мимо заводов Невской заставы, по проспекту Двадцать пятого октября (Невскому) на Васильевский остров. № 9 — с Выборгской стороны до Нарвских ворот; № 10 — с Охты через тогдашний Смольнинский район к Московскому вокзалу и по Лиговскому проспекту за Обводный канал и № 12 — с Охты на Невский и Петроградскую сторону.
С этого дня, несмотря на прицельные артиллерийские обстрелы (стоявшие на окраинах Ленинграда гитлеровцы сразу же определили как линии, по которым пошёл трамвай, так и места скопления пассажиров на остановках), и по сей день трамвай не прекращал работу. В наши дни ежегодно 15 апреля стоящие в Музее городского транспорта на Васильевском острове «блокадные» трамваи совершают Круг почёта по городу. Мы видим, что сегодняшние 3 и 7 трамваи повторяют свои блокадные маршруты на большом протяжении; № 10 — только на Среднеохтинском проспекте; № 9 идёт по совершенно иной трассе; номера 12 в городе нет вообще, ...
Трамвай на пьедестале
...Кроме одного вагона. 8 сентября 2007 года, в день 66-летия начала блокады, вагон МС (Моторный стальной) 12-го маршрута навечно остановился на проспекте Стачек, в 4-х километрах от бывшего переднего края. Окна трамвая оформлены фотографиями ленинградских трамваев и троллейбусов блокадных лет
Вагоны серии МС различных модификаций выпускались на ленинградском заводе «Красный путиловец» (с 1934 года — Кировском) в 1928 — 1933 годах и перевозили пассажиров до 1970-х годов, а технических работников Трамвайно-троллейбусного управления как служебные — вплоть до наших дней. Трамвай. ставший памятником, работал в городе всю блокаду.